Юрий Григорович - живая легенда балетного искусства
Юрию Григоровичу – хореографу, живой легенде российского балетного театра уже 81 год.
Юрию Григоровичу – хореографу, живой легенде российского балетного театра уже 81 год. И уже около 25 лет он не ставит ничего, но неизменно оказывается в центре основных театральных событий современности. Это человек, которого многие демонизируют, многие обожествляют.
Поговаривают, что Григорович – это «Сталин» Большого театра и советского балета в целом. Его то обвиняют во всех утратах, которые постигли балет XX века, то приписывают все его достижения. В его время Большой театр, программа спектаклей, в частности, пережила свой «золотой век». Но его винят и в кризисе, который выпал на долю этого пристанища Мельпомены. Он поставил самый популярный в советское время балет «Спартак», но и перекрыл кислород, не допуская в СССР даже самых талантливых балетмейстеров Запада. Именно Григорович устанавливал правила балета конца XX века, поэтому весь балет был на одно лицо – героическое, но слишком искажённое эпигонами.
Юрий Григорович заступил на пост главного балетмейстера Государственного Академического Большого театра России в то время, когда в стране началась «оттепель», и обрёл несокрушимую власть над балетным людом во времена застоя. Интересно, что до этого периода Григорович считался неугодным, диссидентом, слишком прогрессивным. Именно таким, свободным и несокрушимым его помнят в Ленинграде, где он в 50-х годах поставил два самых удачных балета: «Легенду о любви» и «Каменный цветок». Страстные любители балетного искусства Петербурга до сих пор пребывают в уверенности, что гениального хореографа и балетмейстера сгубила именно Москва. Столица, с её близостью к власти, политическим заказам, цензуре и критике.
Став во главе Большого театра, Григорович принял решение перелопатить, перевернуть с ног на голову все устаревшие балетные устои, начиная с пресловутого «Лебединого озера». Сразу же его одёрнули при помощи министерской власти, Григорович немного присмирел и стал ставить хорошие, качественные балеты, но при этом вытравляя из репертуара театра работы предшественников.
В последние годы Григорович работал в Краснодарском театре балета, сюда он перенёс все свои спектакли, когда-либо поставленные им в Большом.
А в Москве теперь другие нравы, и другие веяния. Молодое поколение хочет смеяться и веселиться, потому билеты на комедийный спектакль театра «Квартет И» «День выборов» пользуются неизменным спросом. Залы московских театров и сейчас полны зрителей, как и во времена Юрия Григоровича.